BTL – "Belowtheline" – Переводится с
английского как «под чертой» это все рекламные мероприятия, взаимодействующие с
одним из конечных звеньев цепочки "производитель – покупатель", а
именно: мероприятия по продвижению товаров и услуг, которые включают
организацию выставок, презентации, стимулирование сбыта в местах продаж и др.
Реклама нижнего уровня или BTL приобретает
всё большую популярность. Промоушн – самый оперативный вид рекламы для решения
маркетинговых задач, т.к. имеет огромное преимущество перед
неперсонифицированной рекламой – он обращен к конкретному потребителю.
BTL – это способы сообщения
потенциальному покупателю информации о достоинствах товаров, торговых марок или
услуг при непосредственном контакте (например, рассказ промоутера о товаре), а
также различные мероприятия, стимулирующие покупку (например, дегустации товара
в точке продажи или акции типа "подарок за покупку"). Основная задача
btl направления рекламной деятельности - повышение
узнаваемости бренда или продукта, и увеличение его продаж.
A- Я
Актуальная емкость рынка – текущий объем сбыта товара
Анкета - один
из основных инструментов сбора первичной информации в рекламном исследовании.
Анкета представляет собой перечень вопросов, ответы на которые могут быть
стандартными (варианты ответов приводятся в анкете) или произвольными (открытые
вопросы).
Антиципация
(лат. anticipio - предвосхищаю) - вероятностное прогнозирование
База знаний
- систематизированная база данных, содержащая информацию о предметной области:
факты, наблюдения и обобщения специалистов-экспертов, статистические данные, а
также правила, согласно которым эти данные могут быть использованы при принятии
решений
Барьер входа
- сопротивление рыночной среды проникновению новых факторов
Бриф -
рекламном бизнесе техническое задание для планирования акции по стимулированию
сбыта, содержащее информацию о целях акции, ее продолжительности и географии,
целевой аудитории, характеристиках товара (ценовом сегменте, конкурентных преимуществах,
проч.), ожидаемых результатах, в отдельных случаях - механике акции и т. д.
Брэндинг -
создание долгосрочного покупательского предпочтения к определенной товарной
марке (брэнду)
Брэнд-менеджмент - принцип управления, при котором каждый брэнд (или торговая марка)
представляет самостоятельный объект маркетинга
Взвешенная дистрибьюция - Товарооборот магазинов, имеющих в наличии изучаемый
продукт к общему товарообороту магазинов по категории. Дистрибьюция, взвешенная
на товарооборот.
Визуальные коммуникации - комплекс указателей (вывесок, табличек, рекламных
щитов, информационных стендов и т.п.), помогающих ориентироваться в
пространстве и обеспечивающих пользователей необходимой информацией
(Расположение объектов и их частей, размещение на объектах конкретных
сотрудников, время их работы и др.)
Выборка -
группа объектов, подвергающихся исследованию
Дегустация -
одно из мероприятий BTL, включающее в себя, кроме
рассказа о продукте, возможность для потенциального покупателя продегустировать
товар. Применяется для продвижения продуктов питания, алкогольных и
безалкогольных напитков, табачных изделий, др. очень эффективный метод,
позволяющий обеспечить вовлечение покупателя в процесс потребления
непосредственно в месте присутствия товара. В сочетании с презентацией метод
позволяет повысить объёмы продаж в 4–8 раз.
Демаркетинг
- мероприятия, направленные на сокращение спроса за счет, например, повышения
цены на товар или услугу, минимизации рекламы и мероприятий по стимулированию
сбыта; применяется обычно для престижных и дорогих товаров и услуг, объем
производства которых невелик
Емкость рынка
- объем товара, который может потребить или потребляет рынок. Различают
потенциальную и актуальную емкости (так же называемые абсолютным и текущим
потенциалом рынка)
Жизненный цикл
- кривая жизни товара или услуги, включающая 4 основных фазы: введение товара
на рынок, экспоненциальная фаза (или фаза роста), стационарная фаза (или фаза
зрелости-насыщения) и фаза упадка
Известность марки - способность покупателя идентифицировать торговую марку
Импульсная покупка - покупка без раздумья и предварительного планирования (например,
жевательная резинка, лакомства)
Инжиниринг -
интеллектуальная деятельность, направленная на получение наилучших результатов
от капиталовложений или иных затрат на реализацию различных проектов за счет
эффективного использования ресурсов и современных методов организации и
управления
Кабинетное исследование (deskresearch) - исследование по вторичным источникам
индивидуальной информации
Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, принимающих на себя или
помогающих передавать другому право собственности на конкретный товар или
услугу на пути их движения от производителя к потребителю
Конкурентное преимущество - свойства товара или марки, создающие ей
определенное превосходство над прямыми конкурентами
Концепция товара - определение физических и воспринимаемых характеристик товара и выгод
от него для некоторой группы конечных пользователей
Лояльность покупателя - степень приверженности покупателя торговой марке
Марочное название - вербальная часть марки
Марочный капитал - субъективная нематериальная оценка марки с позиции потребителей,
определяющая, в том числе, размер ценовой премии
Массовый маркетинг - мероприятия, направленные на стимулирование сбыта некоторого неспецифического
товара или услуги различным категориям покупателей
Мерчандайзинг
(merchandising) - комплекс производимых в торговом зале мероприятий,
направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки.
Опирается на правила представления товаров в торговой сети, выведенных из
наблюдений за наиболее типичным поведением покупателей.
Миссия фирмы
- основополагающий документ, описывающий область деятельности фирмы,
руководящие принципы и систему ценностей
Модератор -
руководитель групповой беседы (фокус-группы)
Монополия -
ситуация доминирования на рынке одного производителя или продавца, не имеющего
в своей категории прямых конкурентов
Мотив -
побуждение к деятельности
Мотивация -
действие мотива
Олигополия -
малое число конкурентов или ситуация принципиального доминирования на рынке
нескольких фирм, что приводит к их сильной взаимной зависимости
Позиционирование - определение позиции товара или услуги в целевом сегменте, имидж,
отличающий товар или услугу в сознании целевых потребителей от
товаров-конкурентов
Потенциальная емкость рынка - это объем сбыта, которого можно было бы достичь,
если бы каждый потенциальный потребитель товара был реальным потребителем,
использовал товар при каждой возможности его применения и при каждом применении
- в оптимальном объеме
Презентация
- представление товара, с использованием таких инструментов, как оформление
места презентации, демонстрация товара, внешний вид и презентационный текст
промоутера.
Противодействующий маркетинг - мероприятия, направленные на снижение спроса на
товары или услуги, спрос на которые может быть признан иррациональным, с целью
обеспечения благополучия потребителя
Профессиограмма - система требований к знаниям, умениям, навыкам специалиста, а также
личностным качествам
Прямой маркетинг (directmarketing) - практика личных продаж, когда товар представляется
в устной форме в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными
покупателями. Наиболее дорогой способ воздействия на покупателя, поэтому обычно
применятся для сбыта дорогостоящих или элитных товаров
Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) - создание совершенно новых и более эффективных
бизнес-процессов без учета того, что было раньше
Рекрутинг -
подбор персонала (иногда - подбор участников исследования)
Реклама -
средство коммуникации, позволяющее передать сообщение потенциальным покупателям
без непосредственного контакта с ними (см. также BTL)
Ремаркетинг
- мероприятия, направленные на возрождение спроса на товар или услугу,
становящиеся непопулярными в результате, например, "старения" (см.
"жизненный цикл товара")
Респондент (respondent) - участник социологического или маркетингового
исследования
Референтная группа - группа лиц, оказывающая прямое или косвенное влияние на формирование
мнений, отношений, поведение человека
Свойства товара
- физические и нефизические характеристики товара, оказывающие воздействие на
покупателя. К физическим относятся, например, такие, как вкус, цвет, размер,
проч. Нефизические свойства товара - это, например, степень его престижности
Сегмент рынка
- однородная группа (или группы) потребителей, имеющих сходные предпочтения и
сходно реагирующие на маркетинговые предложения
Совокупность генеральная - гипотетическое множество элементов, объединенных
общей характеристикой, например, все обладатели телеприемников в некотором
населенном пункте
Спонсоринг -
инвестирование средств в специальные мероприятия с целью собственной рекламы и PR.
Спрос -
общий объем продаж применительно к рынку товара в определенных географических и
временных границах
Стиль жизни
- взаимосвязанный набор представлений, мнений, вкусов, склонностей, привычек и
поведения человека или группы людей
Стоимость марки
- фактическая финансовая стоимость торговой марки как, цена, которая может быть
назначена, например, при ее продаже
Сэмплинг (sampling) - способ продвижения товара, при котором
потенциальным покупателям раздаются пробные образцы товара. бесплатное
распространение рекламных образцов продукции в торговых точках, на массовых
мероприятиях и прочих местах скопления целевой аудитории для предоставления
возможности попробовать товар. Иногда заменяется на раздачей специальных
купонов, которые можно обменять на товар.
Товар-заменитель - товар, выполняющий ту же функцию для той же группы потребителей, но
основанный на другой технологии
Товарный знак
- марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой. Защищает исключительные
права продавца на пользование марочным названием или марочным знаком
(эмблемой)
Таинственный покупатель (Mysteryshopping) - позволяет оценить качество работы сбытового
персонала и предоставляет собой процесс, при котором контролёр под видом
покупателя совершает закупку товара. При этом оценивается, как продавцы
осуществляют процесс презентации товара.
Торговая точка
- предприятие розничной торговой сети, магазин, супермаркет, киоск, т. п.
УТП -
уникальное товарное предложение
ФОССТИС -
формирование спроса и стимулирование сбыта
Ценовая премия
- та часть стоимости товара или услуги, которую потребители готовы заплатить за
марку (то есть за то, что они приобретают марочный товар)
Экспертная система - компьютерная программа, состоящая из Базы Знаний (см. "база
знаний"), процедуры принятия решений и пользовательского интерфейса
Эластичность спроса - уровень чувствительности поведения покупателя к изменению цены, или
изменение объема продаж товара в результате изменения его цены