Словарь терминов
A
- Z
Average price - средняя цена
Average Product Distribution - средняя
дистрибьюция товара
B2C (Бизнес для Потребителя) - позволяет
вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение
посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже
увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту
прибыли.
Brand awareness -
известность брэнда, марки
Brand penetration
- проникновение (в рынок или сегмент) брэнда
Brand perception -
восприятие брэнда
Brand research -
изучение осведомленности о марке, отношения к ней потребителей, ассоциаций,
связанных с маркой
BTL коммуникации - совокупность коммуникаций, направленных на работу с
потребителем. Как правило, целью BTL-коммуникаций
является стимулирование скорейшей покупки товара/услуги.
BTL инструменты - по принятой в России классификации к BTL-инструментам относят: • прямую рассылку (direct marketing);
• промо-акции, нацеленные на конечного потребителя; • стимулирование
торговопроводящей сети; производство и использование специальных материалов; • special events.
Связи с общественностью (PR) по
российским стандартам, выделено в самостоятельное направление.
C2B (Потребитель для Бизнеса) - потребитель самостоятельно устанавливает стоимость
для различных товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Таким образом,
формируется спрос, который не означает, что совершиться продажа по запрошенной
цене. Продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное
решение.
C2C (Потребитель для Потребителя) - продажа товаров и услуг между потребителями.
Co-promotion (cosponsorship) - совместное финансирование программы двумя или более
неконкурирующими рекламодателями.
Consumers loyalty -
лояльность покупателя
Consumer research -
определение и исследование всего комплекса побудительных факторов, которыми
руководствуются потребители при выборе товаров
Consumer promotion -
мероприятия, направленные на покупателя, с помощью которых решаются задачи
побуждения к совершению пробной покупки, стимулирования повторных покупок,
увеличение частоты потребления товара/услуги. Промо-акции — интерактивные
мероприятия, направленные на потребителей, когда им предлагается взять бесплатный образец
продукции или рекламные материалы (семплинг); попробовать продукт (дегустация);
принять участие в лотерее, конкурсе, розыгрыше призов (игровой маркетинг);
обменять товар конкурента на рекламируемый товар (switch selling); узнать
о свойствах продукта (презентация, консультация).
Customer relationship management
(CRM) - менеджмент
отношений с клиентом.
Customer satisfaction research -
изучение степени, причин и факторов удовлетворенности/неудовлетворенности
определенной маркой ее потребителями
Event marketing - метод, создающий благоприятное отношение к
товару/производителю товара через зрелищные мероприятия. Это организация шоу, церемония
открытия, презентаций массовые празднования, фестивали, концерты, конкурсы,
спортивные соревнования, встреч, показы мод и прочих событий. Программы и
сценарии мероприятий, как правило, уникальны. Часто используется в сочетании с
другими методами (сэмплинг, дегустация и пр.)
FMCG (fast moving customer goods) - товары
массового повседневного спроса. К FMCG можно отнести практически весь
ассортимент типового супермаркета: продукты питания, средства косметики и
гигиены, средства по уходу за домом.
Home-test (домашний
тест) - исследование, состоящее в тестировании товаров в домашних условиях,
условиях их реального использования
HoReCa (hotels, restaurants, cafe) - канал сбыта
товаров, где одновременно с приобретением товара осуществляется его потребление
потребителем. К сегменту HoReCa можно
также отнести ночные клубы, закусочные на открытых площадках. Другое название
этого канала On-Trade.
Human Resource -
человеческие ресурсы: например, персонал предприятия
Initial brand awareness - начальное знание марки
In-hall-test - тестирование отдельных характеристик товаров,
торговых марок и др. в специальном помещении или в торговой точке. Исследование
включает в себя предъявление респонденту стимульного материала и интервью
In-store demonstration - демонстрация товара в действии в сочетании с его
презентацией.
Market modeling and segmentation - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для
каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы
маркетинга; создание различных моделей маркетинговых ситуаций
Market share (volume, value) -
доля рынка (объем)
MBWA (management by walking about) - управление
через неформальное общение (буквально " прогуливаясь"). В свое время
превозносился как очередной шаг к безупречной модели управления. Менеджмент
путем самоустранения лучше (тоже MBWA - Management By Walking Away), именуется
также делегированием и позволяет людям делать свое дело так, как они считают
нужным.
Minimum, maximum price - минимальная, максимальная цена
NLP (Neuro Linguistic Programming) - нейролингвистическое программирование. Методика, позволяющая языковыми средствами добиться
согласия других людей там, где соглашаться им не следовало бы.
Off-Trade - канал
сбыта товаров, где приобретение товаров отделено по времени от их потребления.
Фактически это вся традиционная розница: от супермаркетов до киосков.
Packaging test -
тестирование упаковки, ее привлекательности/непривлекательности для
потребителя, тестирование информации, данной на упаковке
Party-plant -
демонстрация товара во время специально устроенного приёма гостей. Может быть
использован совместно с другими методами.
POP (point
of purchase)
- точка покупки (то же, что точка продажи POS)
POS (point
of sales) -
рекламные материалы для использования в местах продаж, задача которых состоит в
повышении продаж конкретного товара или группы товаров в данной торговой
точке: мобильные стенды, шелфтолкеры,
дисплеи, лайтбоксы, баннеры, стикеры, воблеры и т.д.
POSM (POS-материалы) - рекламные изделия, применяемые в местах продаж: листовки, воблеры,
шелфтокеры, мобайлы, постеры, стикеры и др.
Pricing research -
определение такого уровня и соотношения цен, который бы позволял получить
наибольшую прибыль при наименьших затратах
Product life cycle - жизненный цикл товара
Product test
- тестирование товара, его различных потребительских свойств.
Promotion -
в широком смысле – деятельность по продвижению товара/услуги на рынке. В сфере
BTL под промоушн обычно понимают consumer promotion, стимулирование сбыта среди
конечных покупателей.
Public education -
этап, предшествующий мероприятиям PR,
посвященный образованию общественности, просвещению людей в заданной теме
Research in new product development - комплексное изучение рыночной ситуации, поведения и
предпочтений потребителей с целью разработки нового продукта
Retail audit - «торговая панель», состоящая
из регулярного изучения присутствия товара в торговой сети, его объёмов продаж,
уровня цен, месторасположения товара на полке/витрине, присутствия POS-материалов и т.п., в сравнении с аналогичными
показателями товаров-конкурентов с учётом типа торговой точки.
Road show -
Передвижной комплексный event, путешествующий из города в город. Обычно
включает в себя передвижные декорации и демонстрационное оборудование, команду
специалистов по продвижению. Как правило, роад-шоу проводятся в поддержку
запуска новых брендов или инновационных продуктов.
Sales promotion -
стимулирование сбыта. Мероприятия по стимулированию сбыта могут быть адресованы
конечному покупателю (consumer promotion) или торговым предприятиям (trade
promotion)
Share of shelf - доля на полке
Shelf life - срок
жизни на полке
Shelf space -
место на полке
SKU - (англ.
Store Keep Unit, единица складского учета). В российской торговой практике
этому термину соответствует понятие «артикут» − вариант товара определенной
модели, размера, веса и пр. Например, одним SKU можно считать банку пива
«Клинское светлое» объемом 0,5 литра. То же пиво в бутылке того же объема будет
уже другим SKU. Считается, что чем больше SKU на полке, тем лучше для марки,
так как широкий выбор продукции одного производителя и одной марки привлекает
потребителя, дает ему дополнительный выбор и в конечном итоге определяет выбор
в пользу конкретной марки.
Standard deviation of price - стандартное отклонение цены
Stock in selling area -
товарный запасы в ареале продаж
Stock levels (store size) -
объем склада
Total category value -
общая величина категории (товарной)
Trade promotion -
комплексный подход,направленный на краткосрочное увеличение объёма продаж и
повышение узнаваемости товара. В это понятие входит предоставление призов за
покупку («Подарок за покупку», «2+1»), проведение розыгрышей и конкурсов,
бонусные системы и т.п.
SP (Unique Selling Proposition) - уникальное торговое предложение. Также известно как
предложение «лучшей мышеловки». Встречается редко, а если и встречается, то
безжалостные конкуренты тут же наносят ответный удар (Windows/Apple,
VHS/Betamax, Standard Gauge/Broad Gauge).
4R (Restructuring, Renewing, Refraining, Revitalizing) - Четыре элемента преобразований: реструктуризация,
обновление, перенастройка и возрождение